УЧИМСЯ
ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность
- это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и
общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
На
данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ « Детский сад № 7 с.Чермен" – 7
детей.
Реабилитация
людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для
общества и приоритетным направлением государственной социальной
политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной
(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В
соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения
относятся:
· Инвалиды
с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
· Инвалиды
с нарушением зрения и слуха
· Лица
преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно
нетрудоспособные
· Беременные
женщины
· Люди
с детскими колясками
· Дети
дошкольного возраста.
Безбарьерная
(доступная) среда -
это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с
инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый
образ жизни.
Одной
из важных задач Программы является создание необходимых условий для
безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно
наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в
общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида
физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а
также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности
образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного,
но и международного значения. В настоящее время государственная политика
нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно
образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует
ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ
СРЕДА
В
современном образовании поставлена цель - обеспечить
доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс
таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения
условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды
с нарушением слуха
Инвалиды
с нарушением зрения
Инвалиды
с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны
моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая
индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели
здоровья дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень
общего развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения,
воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и
соблюдения принципов ФГОС.
При
построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются
следующие принципы:
1. Принцип
развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния
биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата
общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику
положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип
взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между
участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель
как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип
доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
6. Принцип
обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать
их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление
услуг на объекте ДОУ
· Автостоянка(места)для
инвалидов- не имеется.
· Пандус
– имеется.
· Адаптированные
лифты- отсутствуют.
· Раздвижные
двери – имеются.
· Кнопка
вызова персонала – имеется.
· Вывески
со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеется.
· Спецоборудование
для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
·
Тьютор - в штате имеется.
· Предоставление
услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
· Предоставление
услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В ДОУ проводятся
работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с
планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с
ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида):
· дошкольное
воспитание;
· внешкольное
воспитание и образование;
· среднее
общее образование;
· среднее
профессиональное образование;
· высшее
профессиональное образование.
Им
предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа,
если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные
дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается
ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно
предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает
специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и
консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ,
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую
аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители
(законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать
педагогических работников из других образовательных учреждений.