На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема взаимодействия детского сада и семьи. С одной стороны, родители доверяют детскому саду и соглашаются с формами, методами и приемами воспитания своих детей в момент пребывания их в детском саду. А с другой – не готовы воспринимать воспитателей как партнеров, и придерживаться с ними единой педагогической линии за пределами детского сада. Также и педагоги чаще видят в родителе не субъекта совместной деятельности, а очередной объект воспитания.
Мы провели анкетирование среди родителей воспитанников дошкольного возраста, целью которого являлась, выявить ожидания родителей от детского сада. Результаты анкетирования семей показали, что сейчас родителей интересует, в первую очередь, формирование личностных качеств дошкольников. Хотя еще несколько лет назад для них было важно умение дошкольников читать и писать. Перед нами стоит задача найти механизмы активизации педагогов и родителей для успешного решения тех задачи, которые возникают.
Также для решения данных задач необходимо не только активизировать родителей, но и расширить возможности детского сада, подключив к образованию детей окружающий социум. Невозможно воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания (которые мы оживили используя видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений), лекции.
У нас есть положительный опыт использования активных форм сотрудничества. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуг. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение мероприятий «День Матери». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Для родителей –это возможность сменить позицию стороннего наблюдателя на участника педпроцесса, реализовать свои способности, перенять у воспитателей приемы работы с ребенком. Педагоги же получают сотрудников в лице родителей.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Также расширение «границ» детского сада и плодотворная работа с социальными партнерами положительно сказывается на качестве образования.